Читать онлайн По приколу бесплатно

По приколу

ОТ АВТОРА

Практически всю мою жизнь многие люди мне говорили, мол, тебе, парень, надо работать на радио или телевидении с твоими талантами. Был период, когда я относился к подобным высказываниям со смехом. Пришёл период, когда я стал задумываться, – а может люди-то не врут?

Конечно, когда подобное осознание пришло, было несколько поздно профессионально учиться журналистике, а тем более публицистике. И всё же… какие-никакие базовые, фундаментальные навыки у меня уже имелись… К тому же, сейчас, слава Богу, больше возможностей изучить что-либо, хотя бы поверхностно, а уж после – более детально разобраться в тонкостях самостоятельно, особенно, если ты – не прям дурак.

Собственно, начав заниматься интервьюированием, я, в принципе, кое-что знал и умел – благо «учился» (то бишь наблюдал) я у лучших (как говорится, если тебя признали иноагентом в современной России – считай, что ты прошёл человеческий ГОСТ).

Хотя, конечно, у меня было несколько весомых отличий от профессионального интервьюера…

Во-первых, я этому нигде профессионально и осмысленно не учился. Тем более не учился на журфаке, как бы я этого ни хотел…

Во-вторых, должного оборудования у меня нет, а то, что было – я не умел им пользоваться грамотно (да я и сейчас-то им пользуюсь с большим трудом).

В-третьих, надо быть честным перед собой и перед моими гостями, зрителями, слушателями и читателями – когда я начинал этим заниматься, то делал это… сугубо по приколу! Однако, как это обычно бывает, с шутками, экспериментами и прочим подобным – некоторые из них имеют свойство выходить из-под контроля… Впрочем, в данном случае, это хорошо!

Я никак не мог, на тот момент, ожидать такой положительной и довольно сильной отдачи от моих гостей, зрителей и слушателей, которые смотрели мои интервью одно за другим и радовали меня своими отзывами, замечаниями и критикой. Я и подумать не мог, что подобный, на самом деле, приевшийся и распространённый формат зайдёт людям! Могу лишь сказать, что мне невероятно повезло… и с моими талантами, и с терпеливостью, и с моей прекрасной аудиторией, которая даже иногда увеличивается!..

В этом сборнике отражены мои самые первые шаги в «карьере» интервьюера. По сути, моё становление от парня, что занимался этим по приколу, до более-менее осмысленного человека, который стал немного опытнее.

Конечно, я не могу не поблагодарить главных героев моих интервью – тех гостей, с откровениями которых я знакомил публику, и которые сейчас представляю в этом сборнике. Спасибо всем и каждому в отдельности, за время, что вы уделили мне и ту отдачу от вас, благодаря которой мы с вами смогли набрать первые просмотры и комментарии!

И огромнейшее спасибо моим, если можно так выразиться, учителям – тем людям, что вдохновили меня заниматься интервью, что научили меня азам публицистики и журналистским манерам. Конечно, кто-то из них кем-то, зачем-то и за что-то там признан в современной России иноагентами, но это, на мой взгляд, лишь подчёркивает их профессионализм и преданность идеалам нашего, так сказать, искусства! Без лишней скромности скажу, очень надеюсь, когда-нибудь, сделать интервью и с каждым из них…

Ну а пока представляю вашему вниманию этакий отчёт о проделанной за два года работе и, своего рода, рапорт о моих первых шагах, как интервьюера…

Приятного чтения читателям и приятной ностальгии моим гостям!..

Рис.0 По приколу

КИРИЛЛ КИСЕЛЁВ

О таланте, болезни, любви всей жизни, выставках и порнофильмах

6 ноября 2021

– Кирилл, я тебя приветствую! Для меня немного неожиданно было сейчас – до начала эфира – услышать твой голос, всё-таки, я его не таким себе представлял, глядя на твои фотографии.

– (смеётся) Внешность обманчива…

– Ещё как! В небольшой биографии на твоей странице, ты пишешь, что твой талант раскрылся во время болезни. Что это было и как это проявлялось?

– Это было подозрение на пневмонию. То есть, я какое-то время лежал в больнице, мне нечего было делать, было скучно, и я начал рисовать… ну, банально, срисовывать что-то фломастерами. Картинки всякие с телефона в какой-то там скетчбук.

- А что это были за картинки?

– Элементарно, что находил в «Яндекс-картинках». Например, олень. Что-то такое – анималистка всякая. То есть, изначально я «не целился» по портретам. Просто такое увлечение было. Просто себя как-то занять. Ну, родители, значит, приезжают забирать меня из больницы – уже всё хорошо, выздоровел, – и мне отец говорит: «Может быть тебя отдать в художественную студию? Может тебе понравится? Найдёшь в этом своё жизненное призвание.». Вот так всё и началось потихоньку.

– Это тебе сколько лет было?

– Примерно двенадцать. Около того.

– Грубо говоря, детство?

– Да.

– А, вот, кстати, что ты можешь вспомнить интересного из своего детства?

– Ну, прежде всего, воспитание дедушки и бабушки – они для меня были, как вторые родители, потому что у меня мама молодая – они во многом помогали.

– Итак, ты вышел из больницы и тебя решили отдать в «художку», так?

– Да, на платные курсы. По разным курсам ходил. После того, как закончил девять классов школы (обычной школы – не художественной. Прим. авт. В.О.), я поступил в лицей МПГУ, то есть, это как «предуниверсарий» – десятый-одиннадцатый класс, и там уже был художественный профиль. Там-то я уже осознал как-то, что, вот, хочу, чтобы это была моя профессия в будущем.

– То есть в художественной школе, в том смысле, в каком понимают это слово люди с советским прошлым, например, или современная молодёжь, ты не учился?

– В художественной школе – нет – не учился.

– Было ли на курсах или на этом направлении в лицее сложно учиться?

– Нет. Потихоньку, помаленьку учился. Учителя привили нам любовь к выставкам, рассказывали о разных художниках. То есть, это как-то постепенно прививалось.

– Когда мы готовились к этому интервью, ты упоминал и даже давал мне фотографии, выставки, в которых ты участвовал. Ты с какого возраста и с какого периода стал в них участвовать?

– Участвовать, вообще, стал очень недавно. Буквально с сентября. Первая выставка проходила в Арткомбинате1 , там участвовали две мои работы – «На пересадку» и «Незнакомка в московском метро». И, вот, сейчас вторая выставка – проходит с четвёртого по четырнадцатое ноября – уже в Новой Третьяковке, чему я был очень… ошеломлён, что, вот, взяли мою работу!.. Буду и дальше стараться участвовать как-то, потому что темы, я считаю, очень важные для общества. Да и вообще важно развивать эту социальную тематику. Искусство, ведь, для народа.

– А как проходят эти выставки? Кто их организовывает?

– Как правило, разные художники. Вот, моя последняя выставка называлась «Искусство труда». То есть, наверное, люди, как-то связанные с этим.

- А как вообще художники попадают на эти выставки со своими работами?

– Художники подают заявки. Потом идёт онлайн-отбор работ. По фото, по описанию. В несколько этапов.

– А твои работы как туда попали? Ты сам подавал заявку или это прошло через твоих наставников?

– Я сам себя подал. Без чьего-либо наставничества. По своему желанию.

- В чём состоит цель этих выставок, кроме того, чтобы показать людям работы художников и, как бы, обратить их внимание на какую-то проблему? Само по себе искусство, вот, в моём понимании – это желание творцов обратить внимание людей – простых обывателей – на какие-то проблемы. Но, ведь, я так понимаю, у этих выставок стояла не только такая цель?

– В целом, в этом и смысл, но и просто эстетика. Людям же нравится заказать свой портрет или просто пейзаж себе повесить в комнату. Банально полюбоваться иногда. А может и, как у художников Коржева2, Пименова3, которые сейчас тоже выставляются в Новой Третьяковке, просто запечатлеть какие-то бытовые моменты и в целом что-то из простой жизни.

– А что с этих выставок получают сами участники? Они ничего не получают или им платят какой-то гонорар?

– В первую очередь, какой-то пиар, может быть. Возможность как-то себя показать. Ну и, конечно, кто-то может приобрести работы, если есть желание.

– У тебя приобретали?

– (усмехается) Пока нет. Но портреты иногда заказывают.

– Кстати, насчёт творчества, твои родители тебя как-то поддерживают в этом, помогают?

– Да, конечно! Мой же отец предложил, вообще, вступить на этот путь. Конечно, там и с материалами помогают, и даже на темы иногда вдохновляют. Поэтому, да, вполне.

- Что для тебя лично значит творчество?

– Я в этом нашёл себя. Больше я ничего не могу. Очень нравится это делать. Просто как у любого человека его профессия, так и у меня искусство.

– А ты пробовал заниматься чем-то ещё кроме изобразительного искусства?

– Пробовал. Какое-то время даже хотел стать физруком. Занимался турниками. Но как-то…

- Вот это своеобразное творчество!..

– Как-то у меня не пошло. У меня не такое сильное здоровье для этого.

– А как ты сам относишься к своим работам? Есть ли у них недостатки, которые ты сам видишь и думаешь, что это надо исправить, что это полное дерьмо?

– (смеётся) Такое, чаще всего, бывает с набросками. Хотя, с теми работами, что участвуют в выставках нужно будет ещё совершенствоваться. Особенно я хочу в следующем году попробовать крупномасштабные работы. Пока выставлялись размеры, максимум, сорок на пятьдесят. То есть, прям не большие. Такие легко брать на выставки.

– Если это не художественная тайна, какие работы ты планируешь в следующем году?

– Нет, не тайна. Уже появились несколько задумок. На эту же выставку – «Искусство труда» – хотелось бы женский труд запечатлеть. В большинстве своём, в нашей стране, у нас патриархальные семьи, и женщина берёт весь быт на себя. Изобразить триптих – то есть, как она там может готовить, гладить, заниматься с ребёнком. Хочу запечатлеть свою маму.

- Очень хорошо, что ты сказал про патриархальную семью. Многие политологи и социологи сейчас считают, что вся эта патриархальная система, грубо говоря, изжила себя и что, в какой-то степени, это ущемление прав женщины. А как ты сам к этому относишься?

– Я согласен с этим. Мне бы в своей будущей семье хотелось бы как-то разделять обязанности, в том числе, бытовые.

– Кстати, про семью и про жизнь в целом, у тебя сейчас как сложилось или как складывается?

– Ну, пока я молод, мне всего лишь девятнадцать лет. Мой творческий путь только начинается. Есть сейчас девушка. Её же я изобразил в картине «На пересадку» вместе с собой. Будем надеяться, что всё будет хорошо!

– Давно вместе?

– Примерно полгода. Около того.

– Солидный срок! Когда ты творишь, когда ты рисуешь, неважно кого или что, ты о чём-то думаешь, или у тебя голова абсолютно пуста – так называемое, творческое опустошение, – полное сосредоточение на работе?

– Скорее всего, полное сосредоточение на работе, хотя, я могу очень часто включить музыку на фон и под неё рисовать.

– Ты ответил на мой следующий вопрос! Я его даже задать не успел!

– Ого!

- Да! Только я хотел у тебя спросить, работаешь ли ты под музыку или в тишине? А под какую музыку, кстати, работаешь?

- Ой, у меня вкус довольно специфичный, но, я думаю, многие вполне слушают. Могу перечислить исполнителей.

- Этот вопрос входит в мой список. Какую музыку ты слушаешь? Какой жанр? Любимый исполнитель?

– По жанру, это, скорее всего, рок. Из исполнителей – Noize MC, Oxxymiron, классика жанра – «Ария», «Кино». Из современных, Polnalyubvi, «Порнофильмы».

– Необычный вопрос, ты работаешь на трезвую голову, или слегка накатив? Объясню, почему я это спрашиваю. Сколько общаюсь с разными творческими людьми из разных сфер, будь то писательство, музыка, изобразительное искусство, некоторые из них говорят, что они на трезвую голову никогда не садятся, мол, я обязательно накачу сто грамм чего-нибудь покрепче. Вот, у тебя как с этим?

– Я вообще не пью, так что абсолютно здоровый образ жизни.

– Какой твой любимый художник и почему?

– Этот вопрос сложноватый. Я могу назвать нескольких. Фешин4, Архипов5, Малявин6 и, в последнее время, я подметил Коржева. Они как раз затрагивают тему общества, простых людей, их быт, ну и мне просто нравится техника. Этакий импрессионизм – размашисто, от души, с яркими красками.

– А что лично для тебя примечательно в их работах? Что ты сам в них видишь?

– Ну, пример. Они – мои учителя, мои вдохновители в некотором плане. Очень рад встречаться с их работами на выставках.

– О чём ты мечтаешь?

– Наверное, чтобы всё удачно сложилось с моим художеством и, разумеется, с семьёй. Для меня эти вещи самые главные.

– Ты же из Москвы, верно?

– Верно.

- Какое место в этом городе для тебя самое любимое и значимое, и почему?

– Ну, это очень логично – Третьяковка, Музей русского импрессионизма, то есть, – музеи.

– Ей-Богу, я только об этом подумал!

– (смеётся) Ну, да!

– Я, вот, сидел думал, он сейчас ответит как-то клишировано про музеи, или назовёт, я не знаю, бар какой-нибудь? И надо же – Третьяковка!

– Станции метро мне тоже некоторые нравятся. В картине «На пересадку» я изобразил станцию «Римскую». «Площадь Революции» ещё нравится, где знаменитые скульптуры, которые многие гладят. То самое золото (усмехается).

– Кстати, открою нашим зрителям небольшую тайну, мы с Кириллом познакомились, благодаря сообществу «Подслушано Метро Москвы», администратор которого так удачно выложил работу Кирилла, которая мне, естественно, понравилась. А дальше уже я нашёл его сообщество, он нашёл моё сообщество.

– Именно так.

– Ты считаешь себя счастливым человеком? Ты – счастливый человек по жизни?

– Очень! Счастливчик ещё тот! Кстати, насчёт метро, я очень люблю рисовать наброски.

- Что ты хочешь пожелать нашим зрителям?

– Если они творческие, то, разумеется, большого вдохновения, умения отобразить задуманное. Если же они в какой-то другой сфере, то и в ней успехов!

- Большое тебе спасибо за эту беседу! Удачи тебе в творчестве и, даст Бог, снимем ещё один эфир… через пару годиков…

– Конечно! Буду рад показать новые работы!

УЛЬЯНА ПЕСТОВА

Детство, искусство, литература, Лепс, «Би-2», Дассен

20 ноября 2021

– Ульяна, я тебя приветствую! Благодарю тебя за то, что согласилась на это интервью, я понимаю, насколько тебе это было, наверное, нелегко, поскольку, я наслышан о твоём закрытом характере и, если можно так выразиться, твоей застенчивости, в принципе, это свойственно всем творческим людям, в том числе и мне, – это вполне нормально… Что ж, начнём. Очень интересно, как начался твой творческий путь – путь в искусство? С чего всё началось?

– Наши знакомые позвали нас на день открытых дверей в школу акварели Сергея Андрияки. Там проходили мастер-классы. Мне было около десяти лет. Мы попробовали. Преподаватели заметили во мне некий потенциал. Дальше, я записалась на предпрофессиональную программу, чтобы поступить. С первого раза я сдала все экзамены, и у меня получилось поступить на бюджет.

- А есть и платная основа?

– Да, есть и коммерция.

- Я думал такое только в вузах или частных школах…

– Просто это профессиональная школа – школа акварели Сергея Андрияки, ориентированная на искусство.

– А сложно ли учиться в «художке»?

– Ну, конечно. Это уже не как дополнительное образование, а уже профессиональное, хотя и начальное. Конечно, много задают, но, из-за того, что я несказанно люблю это дело, мне всё давалось достаточно легко, и с большим интересом, с большой охотой я туда ходила и выполняла все задания.

– Скажи, ты её окончила или ещё учишься?

– Уже закончила, в том году. Сейчас ещё год и планирую поступать в академию акварели.

– В принципе, ты уже ответила на один из будущих вопросов. А родители тебе помогают с твоим творчеством? Как-то поддерживают?

– Конечно! Они же мои подопытные! Мои позеры.

– Я надеюсь препараты на них ты не испытываешь…

– Нет, они всего лишь жертвы моих художнических экзерсисов. Я их сажаю, рисую. Ну а они подолгу терпят. Приходится. Я рисую портреты.

– (усмехаюсь) Сажаешь в тюрьму?

– Нет, сажаю, в смысле, они сидят определённое время…

- В тюрьме?

– Нет, просто сидят на стуле или в любой другой позиции недвижимо, в соответствии с работой, а я их рисую. Позируют.

– Скажи, что за люди твои родители? Не с точки зрения профессиональной, а с абстрактной. Как ты их воспринимаешь?

– Ой, мои родители – самые прекрасные люди на свете! Конечно, я их безумно люблю! Они меня всегда поддерживали и поддерживают. Всегда меня направляют. Вообще, я называю свою маму моим художественным руководителем, потому что ни одна моя работа не проходит через её критику (смеётся), всегда я с ней советуюсь. В общем, я очень люблю своих родителей. Папа у меня – книжный человек, очень много читает и как-то меня в интеллектуальном плане развивает. Мама больше за художническую сторону.

– Кстати, хорошо, что ты упомянула про критику. Как ты сама считаешь, есть ли у твоих работ недостатки и как ты к ним относишься?

– Ой, ну, конечно! Я не могу видеть свои работы долго. Я предпочитаю сделать какую-то работу – закрыть гештальт – и всё, отложить. Не оглядываться в прошлое. Конечно, они все не идеальные. Мне ещё ни одна работа не нравилась абсолютно, но в силу моей усидчивости я стараюсь и каждую свою работу я делаю качественно.

– Какие основные недостатки присущи твоим работам?

– Ну, наверное, они присущи не работам. Просто из-за недостатка опыта, навыков, из-за того, что я пока набираюсь мастерства, конечно, они несовершенны.

– А ты советуешься с кем-то, насчёт того, как улучшить свои работы или, что отобразить в той или иной работе?

– Ну, да, конечно. Я всегда советуюсь с моими учителями из школы акварели. Они мне помогают, дают какие-то советы, насчёт того, как поправить, как улучшить и вообще, что изобразить.

– Что ты можешь вспомнить интересного из своего детства? Если хочешь, это может быть даже как-то связано с твоими родителями, коль скоро мы недавно о них говорили.

– Ой, детство у меня было замечтательное7! Да, конечно, некоторые мгновения имеют привкус вечности и никогда не забудутся…

– Помним, любим, скорбим…

– (смеётся) В основном, у меня было счастливое детство. Несмотря на то, что я ходила в музыкальную школу, художественную школу, ещё и занималась плаванием, оно было такое насыщенное – наполненное яркими впечатлениями! Мне всё было любопытно. Хотелось как-то познать этот мир, расширить свои горизонты. И, конечно, особую отраду мне доставляют воспоминания о деревне, как мы гуляли, этот запах – тонкий запах листвы, например, мяты или, когда заваривали чай со смородиной. Как писали этюды на природе. Мне сестра всегда помогала. Я её то за красками пошлю, то ещё куда-нибудь…

– …то за пивом…

– (усмехается) Ну, да, или попить. Вся семья еду мне носила, стулья подавала. Целые подмастерья у меня в распоряжении были.

- Хорошо устроилась…

– Да. Как мы на лодке катались… всё это очень мило! Эти воспоминания находят огромный приют в моей душе. Очень тёплые. И лето тёплое. И вообще, лето – моё самое любимое время года.

- Ну, в принципе, это заметно по некоторым последним фотографиям с твоей страницы. Но я должен признать, мне очень нравится, как ты обо всём этом говоришь, как ты всё это описываешь. В таком случае, я не могу не спросить, а пробовала ли ты себя ещё в какой-то сфере искусства, заниматься чем-то ещё кроме изобразительного искусства?

– Как я сказала, я окончила музыкальную школу – я играю на фортепиано. Семь лет образования у меня было, тогда ещё не ввели восьмилетку – предпрофессиональную программу обязательную. Вот, например, моя сестра учится уже восемь лет, а меня выпускали по семилетнему.

– Ну, тебе фортануло. Называется, родилась раньше – спасибо, мама!

– Да! Это вообще несомненно! В принципе, ни об одном своём достижении я не могу сказать, что это полностью достигла я. Конечно, за моей спиной стоит целая когорта людей, которая меня направляла, и под эгидой которых я вообще действовала. Поэтому, вообще, спасибо, мама! Спасибо, папа! Спасибо семье, да! Я немного отвлеклась. Играю на фортепиано. Сестра у меня пишет – у неё литературный талант. Стихослагательный дар. Сама я не писала никакие стихи. Просто я поняла, что в этом я не талантлива.

– В принципе, ты сейчас ответила на мой следующий вопрос, который я хотел задать чисто с писательской точки зрения, потому что мне прям очень нравится, как ты описываешь – это достойно… уровня какого же писателя это достойно?.. Ну, на Толстого замахиваться – это грех, конечно, будет…

– Ой, да что ты? У меня это сплошное графоманство будет. Я так, прикрываюсь только… (смеётся). Кстати, прости, пожалуйста, перебью. Я не могу не сделать реверанс в твою сторону – я начала читать твои «Семь дней бармена» …

– Так…

– Мне очень понравилось, как ты совместил метафору «излить душу» с водяной темой. Мне это показалось очень точно, так как течение времени, течение жизни…

– И течение водки в стакане…

– Ну, да! Мне показалось это очень красивым и точным! Прямо в яблочко!

– Ей-Богу, огромное спасибо! Я знал, что меня читают, но не знал, что читают люди с таким даром описания, как ты. Это очень приятно!

– (смеётся) А мне-то как приятно!

- Ну, ещё бы! А чем ты планируешь заниматься, после того, как ты окончишь художественную академию?

– Ой, я не знаю, но в любом случае, моя деятельность будет, так или иначе, связана с искусством. Я хочу быть художником. Наверное, даже больше несвободным, чтобы иметь какую-то стабильность и планомерное развитие.

– И снова я тебя благодарю! Ты ответила на мой следующий вопрос – я его даже задать не успел.

– (смеётся) Я чувствую людей!

– Это прекрасно на самом деле! Я бы посоветовал, как второе образование, задуматься о карьере психолога или медиатора… Но моё дело – посоветовать. Как писал известный писатель Александр Дюма, люди берут советы по двум причинам, либо для того, чтобы ими не воспользоваться, либо для того, чтобы было потом кого упрекнуть, если мероприятие провалится.

– Ну, знаешь, я цитатой на цитату – люди, подобные словарям, не все толковые. Не все полагаются на чужое мнение. Вообще, для меня немного странно, что другие люди, кроме близких [людей] или профессиональных психологов, могут знать, как лучше, ну, например, мне.

– Я полностью согласен, потому что, вот, возьму в пример себя – когда меня водили на профилирование или… я точно не знаю, как это называется… короче говоря, к специалисту, который определяет по психологическому профилю, какая тебе подойдёт профессия…

– Да-да, точно!

– Что смешно, мне, почему-то, выбрали профессию воспитателя детского сада. Но давайте посмотрим правде в лицо, с моей матерщиной и характером – какой из меня воспитатель, ребята? Я там из детей зеков сделаю.

– Ты понимаешь, что как раз дети, они, как никто другой, чувствуют человека. Они, конечно, подкупаются твоей неподдельностью и искренностью.

– Ну, да, отличная неподдельность, когда, знаешь, подойдёт ребёночек, мол, Валентин Всеволодович, я, там, обделался, а ему в ответ мат-перемат, мол, ах ты такой-сякой. Неподдельность ещё та!

– (оба смеёмся) Ну, детям в любом случае повезло бы, я думаю. А что? Были бы какие-нибудь литературные вечера или полдники, чтобы воспитывал в них нравственность с самого садика.

- Ой, да, были бы поэтические вечера на тему типа, трупом лежит с пистолетом в заду Буратино, плачет навзрыд и рыдает Пьеро и Мальвина…

– …И Артемон так сочувствует Буратино…

– Какое-то там слово было интересное, я, честно говоря, забыл…

– Да-да, я тоже запамятовала… (смеётся). Оно такое – короткое, хлёсткое!..

– Ой, да, хлёсткое, как кнут у кучера8! (оба смеёмся). А, вот, скажи, – это очень интересный вопрос, как ты знаешь, моим предыдущим гостем был художник Кирилл Киселёв, и у него такая особенность, что он, помимо того, что рисует для себя, ещё и рисует на заказ. Так вот, я не могу не задать этот вопрос – пробовала ли ты рисовать на заказ?

– Нет, мои заказы, пока что, ограничиваются только тем, что я дарю каким-то очень хорошим людям свои работы и всё. Я пока никак не монетизировала свои способности.

– Почему же?

– Я не знаю. Мне кажется, в столь раннем возрасте не стоит этим заниматься, пока нужно, всё-таки, поработать на качество. Я не уверена, что за мои сейчас попытки стоит как-то платить. Это уже потом, когда наберусь опыта…

– Ты знаешь, самокритика – это, конечно, хорошо, но, вот, глядя на твои работы, которые ты мне наприсылала, пока мы готовились к интервью, ты знаешь, я – не профессионал, но я бы не назвал это попытками…

– Ой, ну, прекрати сейчас же, иначе моя самооценка возрастёт до космических масштабов!

– А так и надо! В условиях современного мира, если у тебя нет трезвой оценки самого себя, лучше иметь завышенную самооценку. По крайней мере, так тебя невозможно будет обидеть.

– (смеётся) Не, в должной степени я себя люблю, конечно.

– А себя и надо любить! Себя можно критиковать – это безусловно. Себе можно задавать массу вопросов, важно, чтобы тебе их не задавали, а если и задавали, то у тебя всегда был бы на них точный ответ.

– (усмехается) Ну, да, я солидарна.

- Я, как человек искусства спрашиваю тебя, как человека искусства, что вдохновляет тебя на твои работы? Если мы не берём в расчёт, то, что ты срисовываешь с чего-то – будь то иллюстрация из книги или живая картина…

– Знаешь, тут такая ремарка, – у нас, как раз, акварельная живопись – она основана на том, что мы всё делаем с натуры и, всё-таки, фотографии не используем, как-то больше полагаемся на свою фантазию, если речь идёт об иллюстрации.

– Вот, я как раз и хотел спросить, бывает ли такое, что ты просто садишься за холст или, банально, за лист бумаги и думаешь, так, рисуем вот это. И неважно, что ты этого сейчас не видишь перед собой – ты просто это из головы берёшь?

– Ой, нет, знаешь, у меня, всё-таки, такое направление – реализм, поэтому ничего мы не выдумываем, а всё своё воображение подключаем, когда нужно сделать иллюстрацию и композицию произведения. А вот про вдохновение ты ещё спросил. Вдохновение мне не нужно сидеть и ждать, оно приходит с тем, как ты работаешь. Аппетит приходит во время еды. И от того, как ты сделал свою работу, к тебе приходит вдохновение, и тебе хочется сделать это ещё больше, ещё больше! И, конечно, из-за того, что это нереально любимое дело – ты без этого не можешь, и у тебя есть постоянная потребность что-то творить, рисовать.

– А скажи, как ты работаешь, я имею в виду – в тишине или под музыку?

– По-разному. В зависимости от сложности задач, поставленных на конкретный рисунок, но, зачастую, кстати, под музыку, или даже под аудиокниги. Некоторые работы я нарисовала, прослушав «Преступление и наказание», «Обломов», «Отцы и дети». Вот так.

– Полагаю, раз уж речь зашла про такие книги, про алкоголь можно даже не спрашивать. Они действуют похлеще водки!

– (смеётся) Нет, я не полагаюсь на химические испарения в мозг. Не думаю, что от этого может что-то хорошее получиться именно в работе, потому что рисование, в принципе, это очень энергозатратно и на нейронные связи нужно полагаться трезво.

– Ну, не знаю. Какие-то творческие деятели, будь то художники, писатели, композиторы говорят, что, я без рюмки-другой не сажусь.

– Они надевают на себя оковы-кандалы воздержания. Мне кажется, наверное, горизонт у них сузился. Нет, я думаю на здоровую голову сделаешь нечто более прекрасное и изумительное, нежели под воздействием химических соединений.

– Итак, про книги я ещё спрошу. Пока спрошу про музыку – какие твои предпочтения? Какой жанр, какой исполнитель?

– Ой, у меня много любимых групп. Мне очень нравится «Би-2», «Агата Кристи», опять же – это моя любовь с детства – Григорий Викторович Лепс – все альбомы, практически. Когда-то мне прям очень нравилась группа «Любэ» или Джо Дассен. Разная музыка.

– Мне кажется, за мной кто-то следит…

– От чего? (смеётся).

- Потому что у нас очень схожие музыкальные вкусы! Особенно, когда я услышал про Джо Дассена, даже не про Лепса, потому что сейчас от человека, младше, ну Бог с ним, тридцати лет, очень редко можно услышать, что он слушает Джо Дассена. Это крайне необычно, я прям искренне восхищён!

– (усмехается) Ну, мне тоже приятно, что я такая не одна, потому что, конечно, когда ты советуешься с какими-то своими ровесниками и в принципе обмениваешься информацией, они зачастую не знают, кто такой Джо Дассен, а это, конечно, легенда!

– А какая у тебя любимая песня из его репертуара?

– Знаешь, я вообще не знаю французский, поэтому я не буду сейчас коверкать. По-моему, на русский эта песня переводится «Любовь уходит».

– Почему-то, я не помню такой. Лично у меня любимая «Е Si tu n'étais pas9».

– А, ну да, конечно! А ещё, мне кажется, у «Несчастного случая» сделана очень красивая адаптация на русский этой песни – тоже душевно, трогательно. Они попали в атмосферу этой песни на французском.

– Мне больше нравится адаптация Зары и Льва Лещенко, они, в принципе, в этом году на «Голубом огоньке» её пели.

– Ох, не слышала… но посмотрю, конечно.

– Не могу не задать вопрос, а у Лепса какая любимая песня?

– Из-за того, что у меня с творчеством Григория Викторовича довольно давние отношения – такие крепкие, дружеские – я не могу назвать какую-то одну песню, но хочу отметить, что у него очень хороший дар перепевать, потому что не у всех исполнителей получается это сделать с должным уважением к оригиналу. Мне даже нравятся больше песни в его прочтении, нежели в оригинале.

– Например, «Зараза», которая недавно вышла.

– Ну, кстати, да, тоже яркий пример. У Баскова, мне кажется, не такой яркий посыл, как у Лепса. У него [у Лепса] это всё более выпукло и доходчиво.

– У Баскова, на мой субъективный взгляд, посыл про то, что он поёт про шлю… про женщину лёгкого поведения, а Лепс – он искренне восхищается женщиной.

– Ну, да. Как говорится, я вас любил, любовь ещё быть может. Как-то всё это более поэтично. Меня ещё подкупает качество его музыкальной фразировки – неповторимое!

– Надо же… просто я примерно знаю, как у него проходит отбор композиций. Иногда бывает такое, что он толком сам не понимает о чём песня, ему просто нравится аранжировка, и он говорит: «О, нихрена себе! Надо спеть!».

– (смеётся) Ну, конечно, музыка – это нечто неизъяснимое, она помогает выразить невыразимое, и, по-моему, даже Шопенгауэр10 говорил, что музыка – одно из самых сильных искусств в качестве воздействия на человека. Поэтому, музыка – это не только слова, это какая-то музыкальная эмоция, мелодия. Я, конечно, с ним согласна.

– Что ты больше всего любишь изображать?

– Я не знаю – я всё люблю, потому что я люблю рисовать в принципе, в общем и целом. В каждой работе, в каждом портрете, пейзаже есть своя прелесть. Я даже не могу сейчас выделить. Наверное, портреты. Потому что, обычно я же рисую тех людей, которых я очень люблю. Поэтому – это не только просто изображение, но и незабываемые эмоции, диалоги. Наверное, всё-таки, портрет. Там же ещё психологизм присутствует.

– Какое место в Москве для тебя самое значимое и любимое?

– Наверное, место моего рождения. Моя маленькая родинка, именно Родина-родинка. Мой маленький этот уголок. Ну ещё для меня особую значимость имеет Третьяковская галерея. Да, это не слишком странно. Там я уже бывала восемь раз. И всякий раз я нахожу там что-то новое, какие-то новые полутона в работах, которые я уже засмотрела до дыр. Всегда незабываемые и неизгладимые впечатления, конечно.

– «Засмотрела до дыр» … то-то я думаю, почему в Третьяковской галерее постоянно работы меняют?.. Хм-м…

– (смеётся) Ну, да, ты умеешь понимать аллегории!

– Почему бы и нет? О чём ты мечтаешь?

– Ну, наверное, чтобы в моей жизни и у моей семьи всё сложилось хорошо, чтобы все были здоровы и счастливы. У меня всё довольно тривиально, но, в то же самое время, очень сердечно.

– А как у тебя складывается в жизни?

– Ну как? Я работаю во всех направлениях, которые представляют для меня определённый интерес, поэтому всё у меня хорошо складывается.

– Что для тебя искусство?

– Наверное, искусство – это состояние души. Наверное, пафосно как-то звучит. Искусство – это всё то, что может тебя как-то поменять, затронуть, натолкнуть на мысли, то есть – всё, что способствует нравственному становлению, наверное, так.

– Какие твои любимые художники и какой любимый стиль в искусстве?

– Ну, наверное, потому что мы работаем в направлении реализма, то мои любимые художники – Василий Дмитриевич Поленов, Илья Ефимович Репин, ну и Крамской, Айвазовский.

– Какая у тебя любимая книга?

– Я не могу даже выделить одну. Конечно, особое умиление у меня вызывает книга Рея Бредбери – «Вино из одуванчиков», потому что она очень колерируется с моими летними впечатлениями. Эта книга о лете, и когда я читаю её, я проживаю те моменты, те ощущения, которые сама, когда-то, испытывала, находясь в деревне. Там же [в книге] описывается лето и мне очень нравится метафора вина, как закупоренных воспоминаний, которые холодными зимними вечерами ты можешь освежить в памяти – выпить и вспомнить о лете.

– Как красиво!..

– Да! Именно за эту изумительность, за такую тончайшую проработку всех деталей я и люблю эту книгу!

– Что ж, к моему удивлению, наше интервью подходит к концу. Наш традиционный вопрос – что бы ты хотела пожелать нашим зрителям?

– Наверное, терпения, трудолюбия, таланта, и чтобы все любили то, что делают – чтобы занимались любимым делом, чтобы всё в жизни сложилось хорошо!

– Я тебя ещё раз благодарю за интервью, за то, что ты согласилась!

– Ой, взаимно!

– За то, что ты так глубоко и душевно раскрыла тему искусства и вообще, просто за душевный диалог!

– И тебе большое спасибо за такой не обычный для меня опыт!

АНАСТАСИЯ МАЛЫХ

О блогерах, детях, животных, психических расстройствах и феминизме

3 декабря 2021

– Настя, я тебя приветствую! И я хотел бы поблагодарить тебя за то, что ты согласилась на это интервью, потому что я знаю, какая у тебя загруженность дня, и то, что ты немного застенчива, хотя публичные выступления не являются для тебя чем-то новым и чем-то необычным. Что ж, начнём. Я знаю, ты успела побывать во многих сферах работы, сферах деятельности – расскажи кем ты была и кем работаешь сейчас?

– Ну, я старалась попробовать себя, как ты и сказал, во многих сферах, и для меня была очень интересна сфера Интернета, потому что это заработок, по сути из дома, и тебе никуда не нужно ездить, и ты можешь проявлять свою творческую личность. Какое-то время я работала менеджером у блогеров. Это были не миллионники, а достаточно маленькие блоги, но плюс их был в том, что они хотели развиваться. Какое-то время я сотрудничала с одной девочкой, но, к сожалению, я поняла, что мне это не подходит по одной простой причине – ты меняешь свою жизнь полностью под другого человека. То есть – могут позвонить тебе в три часа ночи: «Срочно запиши меня в салон красоты, мне это нужно прямо сейчас!». А тебе, как бы, в шесть утра вставать надо! Плюс иногда, вернее, очень часто, задерживали зарплату. Да, я брала какую-то предоплату, но она была, достаточно, маленькой, по сравнению с тем размером работы, который я выполняла. Я решила уйти из этой сферы, но она мне очень понравилась и дала много опыта. Возможно, в дальнейшем, я бы развивалась в этом, когда… наберусь, пожалуй, побольше опыта. А может быть даже и заведу свой блог, так как, я понимаю, как и куда нужно развиваться. Так же я работала и работаю какое-то время с детьми, как няней для самых маленьких, так и репетитором, так как, я безумно люблю детей – прям обожаю! Считаю их ангелочками. Но при этом я понимаю, что это, достаточно, тяжело и трудно. Нужно найти подход к каждому ребёнку. Что касаемо того, когда ты работаешь няней – у тебя должно быть десять рук, десять ног, восемь глаз, чтобы уследить за ребёнком, позаботиться о нём, ведь, родители волнуются. Да и для ребёнка стресс – находится какой-то там часик без мамы. Что касаемо репетиторства, мне это тоже интересно, и я стараюсь преподавать какой-то предмет, в основном, у меня это история и обществознание, не с точки зрения, как в школе, достаточно там замудрено, требовательно – я стараюсь ребятам перевести всё это, как бы, в игру, чтоб им было интересно, но, при этом, на это часто жалуются родители, так как, они привыкли, наверное, к советской системе образования: всё жестоко, всё требовать. А тут, как бы, через игру, через смех всё это преподаётся, но, при этом, у меня ребята в том году очень хорошо сдали ОГЭ, я за ЕГЭ просто не берусь – он постоянно меняется, там всё индивидуально и лучше заниматься с преподавателем, который состоит в комиссии по ЕГЭ – это прям совет для будущих одиннадцатиклассников. Ещё я очень люблю животных, поэтому работаю догситтером. Но я сижу не только с собачками, но и с кошечками. Я каждого из животных люблю по-своему, и мне очень грустно их отпускать, когда за ними приезжают хозяева. При этом, когда ты сидишь с ними неделю и у тебя вот такая большая собака, за которой нужен присмотр, она очень много кушает, с ней нужно проводить на улице по часу, по два – бывает дождь, холод, а собачку это особо не интересует – надо выплеснуть свою энергию. Кошечки тоже часто очень стрессуют, так как, собаки – да – привязаны к человеку, а кошки – к месту, и для них очень большой стресс быть в новой квартире. Они не понимают. Они, бывает, забиваются в угол и их потом несколько суток нельзя найти. Ты начинаешь нервничать, волноваться – вдруг что-то случилось, вдруг она где-то застряла, на дай Бог, конечно же! Но при этом ты столько эмоций получаешь позитивных. Да, ты безусловно устаёшь, но, когда к тебе уже привыкнут и прильнут, там, к плечику твоему или просто лягут на тебя, ты прям самый счастливый человек. Ну и вот, на данный момент, я сейчас занимаюсь детьми. В основном, я работаю няней. Сейчас у меня большая загрузка по учёбе, и я ухожу в свою сферу, которой учусь, и, получается, животные, потому что я, наверное, никогда не уйду из этой сферы деятельности, как догситтер, потому что для меня это масса эмоций и много очень энергии.

– Что удивительно, ты смогла ответить на… сейчас скажу… ты смогла ответить на четыре моих вопроса, я их ещё задать не успел! Это просто поразительно!

– Ну, я очень рада! Я просто стараюсь отвечать от чистого сердца и как думаю.

– Откуда у тебя такая любовь к детям?

– Ну, мне кажется, потому что я – один ребёнок в семье. Плюс у меня мама очень много работала. К сожалению, отец с нами не жил. Мне всё время не хватало любви. Поэтому я стараюсь свою любовь отдать буквально всем! Я безумно люблю своих друзей и всегда готова им помочь. Я безумно люблю животных. Вообще, в принципе, ко всем людям хорошо отношусь. А дети… ну, как странно ни звучало бы, у меня материнский инстинкт достаточно рано проснулся, и я начала любить детей. Мне хочется о них прям позаботиться, дать им всё самое лучшее!

– Что для тебя семья?

– Семья для меня – это полное взаимопонимание, доверие и, безусловно, я не представляю семьи без любви. То есть, мне кажется, что любовь – это такая сила, с помощью которой можно преодолеть, ну, буквально всё! Если тебя любят, и ты кого-то любишь – то это прям полное счастье, и тебе очень повезло, и ты сможешь преодолеть любые трудности в жизни!

– Я знаю, что у тебя несколько домашних питомцев. Расскажи, сколько их у тебя, и кто у тебя есть?

– Ну, начнём, наверное, с самых старших. У меня первая появилась Ксюша – это кошечка. Её порода – сибирская голубая. Она появилась, когда я была во втором классе. У нас, к сожалению, скончалась старая кошечка той же породы. Она была ещё тогда, когда даже мама была молодая и обо мне речи не шло. И, вот, мы решили в память о ней купить нового котёночка, приехали на птичий рынок в городе Иркутске. И, вот, в той коробочке, прям через щенят, через всех поползла Ксюша – мы сразу же поняли, что нужно её взять. Мы её взяли и, как бы, долгое время она с нами жила. Потом мы, как-то, с мамой едем в Испанию, и… гора Монсеррат, там есть Дева Мария, у неё просят любое желание – оно обязательно сбывается. Я безумно мечтала о собаке – мама была категорически против – и, значит, я прошу эту собаку. Где-то, буквально, через полгода учительница по биологии предлагает мне щеночка – тойтерьера, но это оказался не тойтерьер, а как раз мой любимый Ластик. И я, говорю, подумаю. Мама тогда сказала, что тоже подумает, но по её тону было понятно, что, скорее всего, нет. Ну, значит, я прихожу в школу, и учительница по биологии приносит мне этого щеночка, а я не могу его не взять! Он сразу же ко мне – я просто вся в слезах! Иду до бабушки, оставляю его там. Потом приношу к маме, она видит его, но уже ничего не может против сказать. Так у нас появился Ластик – это был, как раз, шестой класс. В десятом классе мне звонит подруга и говорит: «Вот, там вот котёночек весь в снегу…». Это был январь-месяц, а я жила в Сибири и, получается, ну… там снега по колено, дай Бог! И вот этот вот котёночек… я его скорее забираю, мама-такая смотрит на него… а было ему недели три от силы – голубенькие глазки были, шёрстки толком нет, но мы его забрали. Потом мы всей этой большой компанией переехали в Москву, и у меня наступил такой, достаточно, тяжёлый период – где-то на первом курсе. Очень всё так эмоционально было, я оказалась эмоционально выжата, и тут я вижу, что срочно отдают кошечку. Вот, прям, если не заберут в ближайшие сутки – её выкинут. А мне хотелось, как бы, любви и возможности дать свою любовь кому-то, так как, я тогда переживала расставание со своим молодым человеком. Ну, значит, я, не спрашивая у мамы, хотя у нас и так был, практически, целый зоопарк, говорю, да, я заберу. Причём, эта кошечка была из того же города, что и мой бывший молодой человек. Я её забираю. Первое время она была достаточно пугливой, но, благодаря той ласке и любви, которую мы дали, она сейчас самый ласковый котёночек на свете. Ей буквально недавно – в ноябре – стукнуло два годика. И, получается, последний – это у нас собака. Его зовут Рик, но я его называю Ричмонд – полным именем, красиво прям звучит. Я его забрала, буквально, случайно. У одной бабушки – она водила собаку, как бы, на «строгаче» – это такой ошейник – и, к сожалению, для собак слишком часто так ходить – вредно, а она постоянно с ним не справлялась. Я говорю, давайте я с ним буду гулять какое-то время. Но потом она говорит, мол, сможешь ли ты его забрать? И да, я согласилась его забрать. Теперь у меня такая, ну, мини-лошадь ходит, потому что он размера внушительного по сравнению с остальными моими животными. И мне безумно нравится, что они все дружат между собой, и нашли общий язык, хотя, кошки, по сути, появлялись с большим промежутком времени, а то, что они дружат с собаками – вообще странно, но, при этом, у всех у них любовь. Эмилия и Перец – они прям безумно друг друга любят. Рик очень любит нашу первую кошечку Ксюшу – они прям играются, хотя Ксюша у нас такая самая миниатюрненькая и худенькая кошечка, а дружит с вот такой большой собачкой.

– Раз уж ты сказала, что ты из Сибири – что ты можешь вспомнить из своего детства?

– Из детства, что я могу вспомнить, – это, наверное, поездки на Байкал, но они были не настолько частыми, в том плане, что мы предпочитали больше отдыхать в посёлке Аршан – это в Бурятии – то есть, мы буквально проезжали и Байкал, но посёлок Аршан был скорее, как лечебный, как санаторий. Мы снимали домик, в котором можно было к вечеру топить печку. Там было уютненько. Практически, не было никакой инфраструктуры, и, получается, ты уединялся с природой. Мы очень часто ходили на водопады Кынгарки – это, получается, горная речка, которая стекает с двенадцатью водопадами. Поднимались на пик любви, но это, когда, я уже была постарше, так как, достаточно тяжело с ребёнком подниматься в горы. Что я ещё могу вспомнить? Наверное, вкусную еду! Потому что безумно скучаю по омулю, по сабудаю – это блюдо из омуля, то есть, омуль у нас сырой, и мы добавляем лук, перец, соль, масличко, настаиваем это всё в маринаде из хлеба. Безумно вкусно! Ну и ещё, наверное, по бурятскому чаю. Он очень странный. Есть упрощённая версия, когда в чай с молоком добавляют соль, сахар, перец – всё. А есть прям старинный рецепт. Туда, получается, берут спрессованный зелёный чай, добавляют бараний бульон – очень странно звучит для чая – туда молочко добавляют, соль, перец и сахар. Очень утоляет жажду, но при этом он очень сытный и… на любителя… Но многие бабушки, дедушки из Бурятии и из Иркутска безумно любят его. Ну и из детства, я бы ещё вспомнила людей, друзей, потому что всё равно очень разный менталитет у Москвы и Иркутска.

– Ты – очень общительный человек, ты умеешь располагать к себе, но, в то же время, ты умеешь постоять за себя, и даже, ты как-то говорила, можешь на какое-то время впадать в депрессию, конечно, не в клиническом ей понимании, хотя… кто знает? Как ты умудряешься совмещать всё это в себе?

– Ну, смотри. Совмещать это невозможно. Во время депрессивных эпизодов я, практически, ни с кем не могу общаться, разве что, с самым близким кругом общения – именно с теми, с которыми, как бы грустно не было, общаюсь, жалуюсь, как мне плохо, и друзья меня поддерживают. Но у меня бывают такие моменты просветления, когда я наполняюсь энергией и стараюсь уделить внимание всем своим друзьям, пообщаться, накопить очень много положительных моментов и, как бы, поблагодарить ребят, которые были рядом со мной.

– Ты как-то говорила, что страдаешь, если я не ошибаюсь, несколькими психическими расстройствами, вплоть до того, что ты сравнивала себя с Харли Куинн. Расскажи, что это за расстройства, и в чём они выражаются?

– Насчёт Харли Куинн – это пограничное расстройство личности. Оно выражается достаточно по-разному: бывают депрессии, бывают смены настроения – от отличного до самого ужасного. При пограничном расстройстве личности они меняются по нескольку раз за день. Бывают ощущения, что у тебя нехватка внимания и любви. Тебе кажется, что ты одинок и тебя все бросили. Хотя, у тебя замечательные друзья, которые всегда готовы тебе помочь. У тебя прекрасная семья – родители тебя безумно любят. Но вот это чувство пустоты и отчаяния тебя буквально сжирает изнутри. Так же, кроме пограничного расстройства личности, у меня есть биполярное аффективное расстройство личности второго типа. «Биполярка» состоит из того, что есть подъёмы – это гипомания, – и депрессии. Жизнь состоит из таких «американских горок». Иногда у тебя депрессия – у тебя пропадает аппетит – ты буквально ничего не можешь есть, так же, ты прям, буквально, ненавидишь себя, у тебя ужасная самооценка. У тебя нет сил ни на что – ты просто лежишь и, дай Бог, чтобы хватило сил сходить в душ, хотя бы, сполоснуться, зубы почистить. А бывает гипомания, когда тебе кажется, что ты можешь всё – у тебя безумный день, ты просто хочешь в один день прыгнуть с парашютом, покрасить волосы, набить новую татуировку, завести десять знакомств, ты такая весёлая и энергичная, ты у себя самая лучшая и самая красивая. На самом деле тяжело, когда у тебя пограничное расстройства и «биполярка» вместе – это достаточно редкая комбинация. Это осложняется тем, что ты, практически, не можешь планировать свою жизнь. Допустим, ты хочешь сходить на концерт во время гипомании, а он будет через месяц – через месяц у тебя может быть тяжёлая депрессия, и ты даже не встанешь с кровати – это прям усложняет жизнь. Также, иногда, очень сложно доверять людям, потому что тебе кажется, вроде как, они тебя безумно любят, и ты их. А иногда, что ты никому не нужна, и ты, вот, всё время находишься в тревоге. Тревога – это один из симптомов заболеваний психических, который постоянно тебя сопровождает. Кроме тревоги, это расстройство сна. В депрессии ты можешь спать по двадцать часов – тебя никто не разбудит. В гипомании ты спишь по два-три часа – и это ненормально. Как бы, организм у всех один. Даже если у тебя психическое расстройство, то у тебя организм резко не подстроится, не поменяется. Он у тебя очень быстро изнашивается, потому что у тебя очень часто меняется ритм жизни. Ко всему этому у меня ещё есть расстройство пищевого поведения. Это, на самом деле, очень ужасно, так как ты не можешь воспринимать своё тело в норме. Ты кажешься себе очень толстой, хотя ты весишь, ну, как бы, в норме по индексу массы тела. Ты себя будешь ненавидеть. У тебя есть желание морить себя голодом или просто себе как-то навредить. Но, буквально, только наступает гипомания – ты себя нормально начинаешь воспринимать. Я, наверное, благодарна, что у меня не депрессивное расстройство, а биполярное, так как, я могу жить полной и счастливой жизнью. Безусловно, приём препаратов всё это сглаживает. Я могу держаться в равновесии, потому что до обращения к психиатру я впадала в депрессии – одна из таких произошла на первом курсе, и я, буквально, не посещала университет. Я благодарна всем, кому угодно, что меня не отчислили. У меня было, наверное, восемьдесят процентов пропусков, я кое-как пришла на сессию, там отчиталась – и всё. Сейчас, благодаря психологу и психиатру, я стараюсь посещать учёбу даже во время депрессии, и это уже не так тяжело, как раньше.

– В чём секрет быть счастливым человеком при всех этих недугах?

– Ну, наверное, это – иметь рядом людей, которые тебя любят, потому что, как меня поддерживает моя мама, как меня поддерживают мои друзья… благодаря им, я даже в депрессии могу иногда улыбаться, быть счастливой. Они – самое лучшее, что есть в моей жизни, и я им безумно благодарна! Я, вот, сейчас говорю это – у меня улыбка до ушей! Мне прям каждого захотелось сейчас обнять очень крепко, тепло и поблагодарить. У меня всегда хорошее настроение, после того, как мы погуляем вместе или просто поразговариваем – я всё время пишу им благодарности, потому что, ну, правда – лучше них никого нет.

– Ты – феминистка – всегда и во всём защищаешь женщин, и иногда с некоторым остервенением, я бы сказал… От чего у тебя это пошло?

– Ну, смотри, феминизм для меня заключается в том, что у женщин должен быть выбор. То есть, если она хочет быть домохозяйкой, иметь, там, пять детей – пожалуйста! Хочет быть карьеристкой и чайлдфри – пожалуйста! <…> Чтобы от женщин, наконец, отвязались, и они были кем угодно! И ещё, чтобы у нас – я заметила такую тенденцию, что мужчины если кого-то не уважают, начинают оскорблять кого-то в женском роде – я этого не понимаю, неужели женщины ниже, чем мужчины? Я считаю, что все равны. И, как бы, я ни в коем случае не притесняла никогда мужчин, так как все мои близкие друзья, в основном, – это парни. Мне безумно нравится дружить с парнями, я не считаю, что мужчины какие-то там плохие, а девушки прям лучше всех. Я считаю, что все хорошие – всех люблю безумно, все просто супер! А к феминизму я пришла… не знаю, это как-то само… Я встречалась, иногда, с тем, что меня оскорбляли, я встречалась с домогательствами, я слышала истории от своих подруг, к сожалению, у них были там попытки изнасилования. Это настолько вбивается всё в твою голову, это настолько сильный страх, что ты не можешь просто не защищать женщин. Я бы не сказала, что был какой-то переломный момент, когда я сказала «всё, я – феминистка», нет. Просто, ну, со временем, я поняла, что это для меня важно и, безусловно, феминизм каждая женщина трактует по-своему. Кто-то, например, считает, что нужно чётко определять себя в каком-то течении феминизма. Я себя куда-то прям чётко определить не могу. Я поддерживаю разные идеи в разной степени, но, в принципе, где-то мне и не нравится что-то. Я считаю, что у каждой девушки должен быть свой взгляд и своё понятие феминизма. Не поддерживать феминизм для девушки – вполне нормально. То есть, я бы не стала навязывать кому-то свои взгляды феминистические. Даже девочкам. Просто, если они не хотят – окей. Я дружу со многими парнями, которые не поддерживают феминизм, но при этом они уважают женщин – это самое главное. Я не думаю, что они к этому просто не пришли, просто они, наверное, встречались с другими взглядами на феминизм. Очень часто, бывает, путают мужененавистничество с радикальным феминизмом, и многие маленькие девочки, может быть, как-то обиженные, или что-то ещё, – начинают ненавидеть мужчин. Да, безусловно, понимаю, что бывает разное: бывают изнасилования, бывает бьют, бывают проблемы с отцом – нельзя отрицать связь дочери и отца, мне кажется, это определяет все отношения с мужчинами на будущее, и получается так, что девочки начинают быть озлобленными на жизнь, на мужчин, но, думаю, со временем, если они обратятся к психологу и всё проработают, то они поймут, что, да, бывают плохие люди, но такие бывают и среди женщин, и среди мужчин.

– Феминизм вообще имеет смысл, он логичен?

– Было бы глупо, если бы я ответила «нет», учитывая, что я поддерживаю эту идеологию. Я считаю, что он логичен. В разумных пределах. Я считаю, что он логичен, чтобы мы не скатились обратно к тому времени, когда у нас был прям патриархат, и женщин сжигали за рыжие волосы и зелёные глаза. То есть, прям кричать, что мужики хуже нас – не надо. Надо просто стремиться и поддерживать всё время равновесие, что все между собой равны, все друг друга любим. Безусловно, например, в странах Третьего мира, где женщин толком не воспринимают за людей, туда нужен феминизм. Может быть, не радикальный. Может какой-то мягкий. Но постепенно – шажок за шажочком весь мир должен прийти к тому, что все между собой равны. Потому что, например, для меня безусловный пример нужды феминизма – это то, что в странах Африки проводят обрезание девочкам. Это очень жестокая процедура. Ужасно! Слов нет…

– В чём, по-твоему, главный недостаток среднестатистической современной женщины?

– Я бы не сказала, что есть недостатки в женщинах. Скорее есть недостатки в людях – это неуверенность, непринятие себя и нелюбовь к себе. Нужно принять себя, полюбить себя, понять, что ты у себя один. Неважно, мальчик ты или девочка, потому что если ты себя любишь, уважаешь и принимаешь, то для тебя, буквально, открыты все двери. Если ты в себе уверен, то для тебя не будет казаться какое-то препятствие невозможным. С точки зрения даже психологии, когда ты любишь и понимаешь себя, тебя начинают любить и принимать другие люди, на тебя начинают обращать внимание. От тебя буквально исходят все эти фибры уверенности, и люди сами тянутся к тебе.

– Что, на твой взгляд, мужчина обязан делать для женщины?

– Наверное, мужчина ничего не обязан. Никто никому ничего не обязан. Единственная, кому мужчина может быть обязан – это только своей дочери. Единственная женщина, которой он обязан. Хотя, нет. Ещё матери своих детей. Если у них всё это по взаимности, то изволь, когда мать твоих детей в декрете, как-то помогать ей, обеспечивать её. Она же не только себе рожает – это ваше взаимное желание. У нас очень много детей без отцов, и это ужасно! Можно даже посмотреть какие долги у нас по алиментам. Да, у тебя могут быть ужасные отношения с женой, но ребёнок ни в чём не виноват. Каждому нужен отец. Единственное, если там какой-нибудь наркоман, алкаш или, например, он избивал свою жену, то я бы таких отцов не допускала к детям.

– Я тебя процитирую: «Терпеть не могу российское кино. Лучше застрелиться, чем смотреть наши фильмы!». Откуда такая ненависть и какое любимое кино?

– Это не то что бы ненависть. Я, скорее, не люблю тот российский кинематограф, который… ну, вот, «Россия-1», и все эти сериальчики на «первом» – это мне категорически не нравится! Я обожаю обзоры BadComedian, который высмеивает новый российский кинематограф. Да, безусловно, я уверена, есть и хорошие российские фильмы. Может быть их и много, просто они малоизвестны. Любимое кино я бы не назвала, потому что я больше по сериалам. Если интересно, то мой любимый сериал – это «Бесстыжие». Мне он прям безумно нравится!

- Я ещё раз тебя процитирую: «Не могу отдыхать в России, хотя очень люблю Байкал и Алтай. Мне надо путешествовать!». И вторая цитата: «Мне не нравится менталитет русского народа. Он не для меня.». Что не так с Россией и народом, какие страны ты любишь посещать и почему?

– Моя любимая страна – это Италия. Я в неё, буквально, влюбилась! Шикарная природа, шикарная кухня, шикарное море! Всё, что мне нужно для счастья. И Таиланд. Безумно люблю! Этот белый песочек, залив, вкусные фрукты, максимальный релакс, максимальный отдых. Российские курорты я не люблю, наверное, потому что очень грязно. Когда у нас были закрыты границы, я ездила в Анапу – пляжи грязные, люди могут прийти на пляж и за собой не убрать, повсюду мусор остаётся, море – ладно ещё холодное и грязное, но, вот, плавающие пакеты, бутылки, там, где все купаются… я не понимаю, зачем так мусорить и загрязнять природу. Ещё на наших пляжах часто бывают, что некоторые мужчины и женщины лет сорока любят «нахрюкаться», лежать, дебоширить на пляже или просто лежать в отключке, а потом ходить красными, как помидоры от того, что просто сгорают. У нас люди считают, что если уж отдохнуть, то надо, как бы, напиться. Но, скажу в защиту, что так делает не только русский народ, так делают ещё и англичане, и я бы не сказала, что только русские так себя ведут. Безусловно, есть очень хорошие люди, которые умеют правильно отдыхать и не считают, что отдых, и алкоголь – это прям два брата-близнеца. Ну и ещё у нас, достаточно такой… неулыбчивый, неприветливый народ… Когда я приезжаю за границу, все улыбаются, все здороваются. И это не натянутая улыбка, а правда люди рады друг другу. Даже если у тебя что-то случилось, если ты плохо говоришь по-английски – ты как-то справишься. На ломанном языке объяснишь или жестами – тебе всё равно постараются помочь. И, наверное, там люди более счастливы, потому что, в большинстве своём, занимаются своим любимым делом. То есть, заходишь там в какую-нибудь лавку или маленький сувенирный магазинчик, и тебе прям улыбаются, даже если ты ничего не собираешься покупать – ты просто зашёл посмотреть. А у нас, вот, люди работают… потому что надо работать, тебе нужна денежка на покушать, и они несчастны. Они не могут стать резко счастливыми на отдыхе и расслабиться, потому что они всё равно в напряжении каком-то, или просто срываются с катушек и отдыхают так, как будто это их последний раз на море. Насчёт Байкала, да, безусловно. Это родное место. Но, к сожалению, даже там люди умудряются посидеть и загрязнить это всё, засрать, не убрать за собой. И ты в эту грязь приходишь, а тебе уже не хочется отдыхать даже в своём любимом месте. Да, я всегда буду хотеть вернуться на Байкал, потому что это моя Родина, и очень много тёплых воспоминаний осталось там…

– Как ты видишь своё будущее? В какой сфере?

– Как ни странно, я своё будущее вижу… любящей мамой пятерых детей. И, наверное, уйду преподавать, или в университет, или в школу, так как, мою любовь к детям не отнять и никуда не деть.

– О чём ты мечтаешь?

– Я считаю, что человек не должен мечтать. Человек должен ставить цели. Моя главная цель – войти в ремиссию11. Я думаю, как только я это сделаю, у меня множество грандиозных планов: в одиночку съездить в кругосветное путешествие, подарить домик в Италии маме, о котором она мечтает; завести, наверное, свой питомник с собаками. Я даже не знаю, смогу ли я их отдавать потом, потому что я очень сильно привязываюсь к животным. Я мечтаю, чтобы у меня было много-много собачек. Жить, наверное, в частном доме. Очень хорошо закончить университет не в плане оценок, а в плане знаний. То есть не важно синий или красный диплом. Куда важнее то, что у тебя останется в голове. Что ещё могу сказать? Ну, наверное, из мечты – быть счастливой… быть всегда счастливой!..

– Что ж, наше интервью подходит к концу. Наш традиционный вопрос – что бы ты хотела пожелать нашим зрителям?

– Наверное, встретить свою настоящую любовь. Самое главное – любить, уважать, принимать себя, быть счастливыми, не обращать внимание на мнение других, делать то, что по-настоящему хочется и всегда идти к своей цели.

– Я благодарю тебя за столь развёрнутые ответы, за такое длинное интервью, серьёзно, за мою, пока что, небольшую карьеру – это самый длинный мой эфир. Я тебя ещё раз очень сильно благодарю! Удачи тебе!

– Тебе тоже большое спасибо за приглашение! Мне очень приятно, я получила множество позитивных эмоций, ты – прекрасный человек!

ОЛЕСЯ УЛЬЯНОВА

О презентациях, глупых заказчиках, базе данных для дизайнеров и Испании

18 декабря 2021

– Олесечка, я тебя приветствую! Благодарю тебя за твою смелость и за то, что нашла время, чтобы провести со мной это интервью! Я знаю, какой ты загруженный человек, насколько ты стеснительная – это свойственно всем творческим людям, в том числе и мне, чего уж греха таить? Но на то мы и творческие люди, чтобы творить для остальных, но стесняться их. Что ж, начнём. У тебя, несмотря на юный возраст был уже обширный опыт в разной деятельности, в разной работе. Расскажи, кем ты успела побывать?

– Вообще, раньше я озвучивала комиксы. Это было… лет во сколько?.. в тринадцать-четырнадцать… Мне казалось, на тот момент, что у меня это прекрасно получается, хотя, допустим, если бы я сейчас пересмотрела свои озвучки – я бы поняла, что вообще не умею менять голос персонажей, что, как бы, в озвучке очень важно. Ну и, соответственно, само качество видосиков, которые я выставляла тоже… оставляет желать лучшего… Ну и я это забросила где-то спустя год. Может больше. Через сколько точно не могу сказать – не помню. Потом, какое-то время, мне нравились фотографии – всё связанное с этим. Мне даже купили фотоаппарат, прям такой, качественный. Но я особо, по крайней мере, сейчас фотографиями не занимаюсь. Раньше немного занималась, даже Instagram свой вела. Сейчас, собственно, у меня осталась эта страничка, но я понимаю, что если уж продолжать заниматься этим делом серьёзно, то нужно ходить на курсы. Пока что у меня нет ни возможностей, ни прям яркого желания. Может, через какое-то время я возобновлю деятельность в этом направлении. Посмотрим. Сейчас я уже около полутора лет занимаюсь дизайном презентаций на заказ. Конечно, на данный момент, грубо говоря, на декабрь-месяц, я особо заказы не беру, потому что у меня учёба, подготовка к экзаменам и всё прочее… Соответственно, пока что, этим не занимаюсь, но планирую продолжать.

– Во всех твоих профессиях, если можно так выразиться, родители тебя поддерживают?

– Мои родители, конечно же, поддерживают меня во всех моих начинаниях, во всех моих идеях, которые возникают у меня в голове. Даже с вот этим каналом, который я создала лет в тринадцать-четырнадцать, они сказали «о, прикольно! Давай, делай!», то есть они всегда положительно к моим начинаниям относились. Я всегда могу получить от них поддержку. Я всегда знаю, что они меня готовы будут поддержать и даже, в какой-то степени, удержать меня в этом направлении, чтобы я не сдавалась и прочее… То есть, я уверена, что они хотя бы словами меня утешат, поддержат и так далее. Я их за это очень сильно люблю! И могу им сказать огромнейшее спасибо!

- А ты советуешься о чём-либо с ними?

– Ну, конкретно в тех областях, где работаю я – не советуюсь. Я могу, максимум что спросить: «Как тебе?». (смеётся) Они отвечают, иногда говорят даже такие вещи, которые я не замечаю своими глазами. Если уж советуюсь, то только в таком направлении. Больше никак. Дальше я уже сама разбираюсь в этом всём. Хотя, если связано с фотографией, то могу советоваться с сестрой. Она как раз больше в этом знает, и сама курсы проходила.

– Почему сейчас ты занимаешься именно дизайном? Чем тебя это привлекает?

– Я занимаюсь дизайном презентаций, потому что это соединяет одновременно творчество и технологии. Я работаю в PowerPoint и хорошо разбираюсь в этой программе, сейчас особенно. Привлекает тем, что на этом можно зарабатывать большие суммы, главное – раскрутиться, чтобы много людей о тебе знало. Как я уже сказала, привлекает сочетание технологий и творчества. Тут чисто мой мозг. Я – между гуманитарием и технарём. Поэтому, это мне идеально подходит. Также, привлекает то, что сейчас это очень популярное направление. Вообще, в компаниях требуется всё больше и больше дизайнеров, поскольку люди стали понимать, что это очень нужная сфера. Это очень нужные люди – дизайнеры презентаций. Ну и, конечно, здесь можно развить свои навыки маркетинга, потому что, если делать оформление, например, какого-то проекта какой-то компании с нуля, то там нужно уметь анализировать рынок этой организации и понимать какие тексты писать, что конкретно писать, в какой последовательности, какой должен быть сторитейлинг. Это очень интересно! Соединяет в себе многое.

- Скажи, есть ли, на твой взгляд, недостатки у твоих презентаций? Как ты сама к ним относишься?

– Вообще, в принципе, к своим презентациям я отношусь положительно. Возможно, там есть какие-то моменты в анимациях, которые можно было бы улучшить, ещё где-то… Но, в целом, мне мои работы очень нравятся! Именно прям крупных недостатков я не вижу. Со временем я могу увидеть какие-то мелкие недочётики, но, в принципе, если смотреть в целом – всё прекрасно. Особенно горжусь презентациями с Юрием Дудём, Гордоном12 и моя дипломная работа с курса по презентациям.

– Согласен, эти работы просто великолепны! Скажи, что самое бесящее в твоём ремесле?

– Самое бесящее – это когда клиенты не особо понимают всю ценность дизайна презентаций. Особенно те, которые делают очень качественно. Был у меня, буквально, недавно случай. Я же на Avito тоже продаю свои услуги дизайна. Мне написал человек, я «аватарку» не смотрю, мне, в принципе, неважно, кто это. Я смотрю только на требования. Ну и потребовал сделать презентацию про теорему Пифагора, интересные факты и так далее… Думаю, ну, мало ли, может, какой-то препод. Честно, я так и подумала сначала. Ну, значит, я называю сумму. Я посчитала, у меня должно было получиться где-то тринадцать слайдов. И я назначила сумму то ли семь, то ли восемь [тысяч]. Это ещё, как бы, немного! А могла бы больше, по факту. Потому что там были короткие сроки, буквально, день где-то… И, соответственно, я назначила такую сумму. Мне отвечают, мол, как?! Где-то четыреста [рублей] максимум, а вообще триста восемьдесят рублей, или сколько он там назвал?.. Я говорю, что моя презентация столько стоит, потому что там идёт набор контента, сам дизайн и так далее-далее, я расписала пункты. А он мне пишет, типа, как у восьмиклассника может быть семь-восемь тысяч? Я-такая, извини меня, конечно, но откуда я вообще знаю, кто ты? А, во-вторых, я не смотрю кому я делаю, я смотрю на задачу. В общем, я ответила ему достаточно жёстко, но и мягко одновременно. Ну и всё. На этом, собственно, разошлись. Я заказ не выполняла. Но вообще, я подобрала стиль – он был бы офигенный, была бы офигенная презентация, может быть, я её и сделаю потом. Посмотрим. В общем, вот такое бесит. Что ещё может бесить? Когда, например, я вижу, что работы над презентацией очень много, когда нужно сделать её очень информативной, объём информации нужно уточнить у заказчика, чтобы могла точно текст составить и так далее, а он [заказчик] даёт только один день на задачу… Один день! Или два… Вот этому я тоже поражаюсь! Почему нельзя заранее этим озаботиться? Я знаю, конечно, что есть дизайнеры, которые могут быстро так сделать, но всё-таки, значит, там, по любому, могут быть недочёты. Плюс у меня у самой не всегда есть возможности за день сделать. Тут, вариант конечно, брать большую сумму. Но, всё-таки, я беру ответственность за то, что я сделаю чётко за один день, например. Но я не уверена в этом. У меня ещё не такая скорость в дизайне презентаций. Может быть, в будущем, я и смогу за такие сроки делать, но сейчас, когда я ещё и учусь – не получится. Думаю, это самые главные минусы в моей работе.

– Я знаю, что ты создаёшь некую базу данных для дизайнеров. Что это будет?

– Я, конечно, уже давно начала её создание, но сейчас приостановила, потому что у меня куча тут всего – аврал просто! Но в целом, в эту базу – в эти материалы – будут входить три больших раздела: цвет, шрифты и полезная инфа. В разделе цветов будет, значит, два подпункта – это цветовые палитры и цветовые градиенты. В принципе, можно было бы логично догадаться… По количеству я, пока что, не знаю, сколько у меня выйдет. Но точно – более ста палитр и градиентов. В шрифтах будут разделы просто шрифтов, то есть их начертание и файлы для скачивания. И будет подпункт «шрифтовые пары». То есть, грубо говоря, с чем можно сочетать шрифт «Montserrat», с чем можно сочетать «Robotto», с чем можно сочетать «Arial», и так далее. В «полезную информацию» будут входить разные сайты, которые дизайнер может использовать для облегчения своей работы. Например, для бо́льшего поиска палитр, если, допустим, у меня не найдёт какую-либо. Может быть плагины в Figma. Потому что там очень много штучек, которые можно использовать и для PowerPoint, например, мокапы. Ну и много-много всего ещё. Я, честно говоря, ещё сама не знаю, из чего будет состоять этот список, но примерно такой. Плюс, я ещё над этим подумаю, но, скорее всего, я ещё создам в разделе полезной информации раздел с вдохновением. То есть, там будут идеи для сайтов и для дизайна презентаций. Какие-либо примеры, которые можно использовать для своих кейсов.

– Кстати, а что для тебя лично значит дизайн?

– Ну, это такой вопрос, над которым можно рассуждать, наверное, много. Я могу ассоциировать дизайн, а особенно web-дизайн в нескольких словах: креатив, чувство вкуса, стиля, постоянное нахождение новых трендов, в которых ты можешь быть, быть актуальным, в которых твои работы могут быть актуальны; постоянное обучение чему-то новому, поскольку всё обновляется. Наверное, это, в принципе, всё.

- Как ты работаешь – в тишине или под музыку?

– В основном, мне нужно работать в тишине, потому что если я начинаю под музыку, то я потом начинаю просто её слушать. Соответственно, моя работа, мягко говоря, приостанавливается (смеётся). Так что, лучше тишина. Тишина – мой друг. Так же и в учёбе. Я не могу слушать музыку пока я делаю что-то из «домашки». Максимум, когда я делаю презентации, я могу включить какое-то видео на YouTube.

– И всё же, к вопросу о музыке. Какие твои предпочтения?

– Вообще, я – меломан. Я люблю разную музыку. Всё зависит от того, какое у меня настроение, какое у меня ментально состояние и так далее. Если у меня поникшее состояние, то я, в основном, слушаю рок или что-то приближенное к року. Если же у меня всё нормально, то я слушаю поп.

– В каких сферах деятельности ты себя ещё планируешь попробовать? Строго говоря, кем ты себя видишь в жизни?

1 Арткомбинат – лофт-пространство для мероприятий, выставкок, мастер-классов и арт-событий в Перово, Москва. (Прим.авт. В.О.)
2 Гелий Михайлович Коржев (1925-2012) – советский и российский художник-живописец. Представитель «сурового стиля». (Прим.авт. В.О.)
3 Юрий Иванович Пименов (1903-1977) – советский художник-живописец, график, сценограф, плакатист. (Прим.авт. В.О.)
4 Николай Иванович Фешин (1881-1955) – русский и американский художник, представитель импрессионизма и модерна. (Прим.авт. В.О.)
5 Абрам Ефимович Архипов (1862-1930) – русский художник-передвижник конца XIX – начала XX вв. (Прим.авт. В.О.)
6 Филипп Андреевич Малявин (1869-1940) – русский живописец, график. (Прим.авт. В.О.)
7 Не опечатка! Оригинальная речь без правок. (Прим.авт. В.О.)
8 Здесь мы цитировали и говорили о песне Г.В.Лепса – «Тарантино». (Прим.авт. В.О.)
9 Если б не было тебя (франц.) (Пер.авт. В.О.)
10 Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. (Прим.авт. В.О.)
11 Ремиссия – период течения болезни, характеризующийся её ослаблением или исчезновением. (Прим.авт. В.О.)
12 Здесь подразумевается украинский журналист Дмитрий Гордон. (Прим.авт. В.О.)
Продолжить чтение